Системы спецификации (систематизация цветов)
10.1. ЦВЕТОВОЙ КРУГ И ЦВЕТОВОЕ ТЕЛОКроме измерения, заключающегося в прямом определении цветовых координат или в их расчете по кривым сложения, существует еще один способ описания цвета. Это указание его аналога в некоторой системе образцов-эталонов, разработанной так, чтобы расположение эталонных цветов было строго закономерным. Зная эту закономерность, легко отыскать цвет образца, тождественный или, по крайней мере, близкий к определяемому. Системы расположения эталонов называются системами спецификации цветов.
В соответствии с принятой системой составляют альбом эталонов, называемый атласом цветов. В современных атласах цветовые координаты каждого образца указываются. Поэтому атлас — не только система цветов, но и, в сущности говоря, визуальный колориметр. Его достоинства — простота, наглядность, компактность. Недостаток безынструментального метода измерения цвета — малая точность. Однако погрешности определений при рационально составленном атласе не настолько велики, чтобы служить препятствием для широкого распространения такого метода измерения.
Основой всякой системы цветов служит цветовой круг. Пользуясь им, создают цветовое тело, заключающее все цвета, входящие в систему.
Цветовой круг. Естественной системой цветов служит спектр; его цвета изменяются в широко известной непрерывной последовательности: за фиолетовым следует синий, затем голубой и т. д. В спектре находятся цветовые тона всех реальных цветов, за исключением пурпурных.
Изогнув узкую полоску спектра в незамкнутую окружность (рис. 10.1, толстая линия), замкнем эту окружность, введя пурпурные цвета — от фиолетово-красного, близкого к фиолетовому, до красно-пурпурного, почти красного (пунктир).
Пусть они будут иметь максимальную насыщенность, как и спектральные. Тогда получим систему, в которой закономерно расположены все цветовые тона цветов природы при постоянной светлоте и насыщенности. Цвета такого круга обладают наибольшей насыщенностью, поскольку они спектральные.
Расширим набор цветов, прибавив к нему цвета тех же тонов и светлот, но меньшей насыщенности. Расположим их внутри круга так, чтобы насыщенность постоянно падала от максимального значения на периферии до нулевого в центре круга. Тогда любая линия, соединяющая центральную точку А с периферией (ГА, КА и т. д.), есть геометрическое место цветов постоянного цветового топа, но насыщенности, падающей от максимального значения на периферии круга до нуля в его центре. Точка А называется ахроматической. Такая система, включающая цвета всех возможных цветностей при постоянной их светлоте, называется цветовым к р у г о м. Он известен со времен предложившего его Ньютона.
На практике цветовой круг получают с помощью красок. Их цвета, естественно, менее насыщены, чем спектральные, и круг, образованный красочными образцами (тонкая линия на рис. 10.1), лежит внутри образованного спектром. Цвета образцов изменяются не непрерывно, подобно цветам спектра, а скачкообразно. В спектре, выбранном для демонстрации принципа систематизации (рис. 10.1), расстояния от его начала (? = = 400 нм) пропорциональны длине волны. В практически используемых кругах естественная последовательность цветов соблюдается, однако пропорциональность длины волны расстоянию от начала, как правило, нарушается. О причинах этого см. ниже.
Для того чтобы ввести в систему не только цветности, но и светлоты, т. е. дать полную систематизацию цветов, необходимо перейти к пространственному их описанию. Прежде чем делать это, отметим, что при оптимальной освещенности глаз различает наибольшее число цветов и диаметр круга при этом условии оказывается наибольшим. Пусть соседние точки в непрерывном круге выражают цвета, едва различаемые глазом.
Тогда при уменьшении освещенности (или, что то же, при уменьшении яркости образ-
Рис. 10.1. Схема получения цветового круга цов) возрастают цветовые пороги. Цвета, расположенные рядом и различимые при оптимальной освещенности, теперь становятся неразличимыми. Расположив цвета, наблюдаемые при уменьшенной яркости, на тех же расстояниях друг от друга, что и до изменения условий наблюдения, можно увидеть, что занимаемая ими площадь сократилась. При некотором значении яркостей образцов цветности вообще перестают различаться, и круг вырождается в точку, называемую «черной».
Пороги возрастают не только при уменьшении яркости, но и при ее увеличении сверх оптимальной. Тогда образцы оказывают слепящее действие, и при известных их яркостях круг опять превращается в точку, на этот раз в «белую». В соответствии с этим тело, включающее всевозможные цвета, получаемые с помощью красок и составляющие определенную систему, имеете общем случае форму двух конусов, совмещенных основаниями. Оно называется цветовым. Остановимся на свойствах его оси и поверхности. На оси лежат ахроматические цвета, составляющие шкалу светлот тела. Ось поэтому называется ахроматической. На поверхности тела находятся цвета, имеющие при данном уровне светлоты максимальную насыщенность. Цветовое тело включает ту часть цветового пространства, которая содержит цвета несветящихся тел, наблюдаемые при данном колориметрическом источнике. Эта часть пространства, однако, не обладает колориметрическими свойствами, потому что, как увидим ниже, цвета в ней располагаются не так, как в метрическом пространстве, например XYZ. Отметим, в частности, что спектральные цвета расположены не по локусу, а по кругу.
Цветовые круги, составляющие основу разных систем, получают располагая цветовые образцы, называемые также на красками (или в ы к р а с к а м и), по окружности. При этом расстояния между цветами не совпадают с расстояниями, показанными на рис. 10.1.
Располагают накраски, исходя из разных соображений. Авторы некоторых систем стремятся к тому, чтобы на концах диаметров находились строго дополнительные цвета. Это дает возможность вводить в систему важное свойство цветов — их дополнительность. Более существенным является требование хотя бы приблизительной равноконтрастности цветов круга. Такое расположение значительно облегчает подбор эталонов круга к данному цвету. Если цвет произвольного образца не совпадает с цветами круга, то подбор заключается в определении той пары накрасок, между цветами которой находится цвет оцениваемого образца. Эта задача решается легче и точнее, если эталоны равноконтрастны.
Пользуясь цветовым телом, создают атласы цветов. Цветные таблицы атласа изображают сечения тела. Их делают через ахроматическую ось и, кроме того, в некоторых системах — перпендикулярно оси, т. е. на разных уровнях светлоты.
Как правило, атласы создаются полиграфическими методами. Получение тиража строго идентичных оттисков, которые должны служить эталонами цвета, — весьма трудная техническая задача.
Попытки создать рациональную систему спецификации цветов предпринимались начиная от Ньютона и Ламберта. С тех пор было предложено множество систем. Первые удачные решения принадлежат американскому художнику Манселлу (1915 г.) и немецкому физику Оствальду (1917 г.). Их работы не потеряли значения до настоящего времени, хотя в их основе иногда лежали представления, не используемые современной колориметрией.
10.2. СИСТЕМА ОСТВАЛЬДА
Цветовой крут Оствальда содержит восемь цветов, на основании которых классифицируются остальные, и называемых поэтому спорны м и. Их часто называют о с-н о в н ы м и. Но этим термином пользуются для обозначения другого понятия (см. с. 48). Поэтому цвета, на которые опирается система классификации, будем называть опорными. Остальные цвета — промежуточные — образуют группы, близкие к опорным.
Накраски располагаются так, что по диаметру круга лежат дополнительные цвета (рис. 10.2, а).
На схеме опорные цвета обозначены кружками, и их номера указаны цифрами. Рядом с каждым из них находятся промежуточные цвета (отмечены радиальными штрихами), составляющие вместе С опорным группу, взятую на схеме в фигурную скобку. Они также обозначены цифрами (на рисунке не указаны). Например, группа желтых цветов: 1 — опорный, 2 и 3 — близкие к нему; оранжевые соответственно — 4,5 и 6. Всего, таким образом, круг содержит 24 образца-на-краски.
За опорные выбраны желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, голубой, зелено-голубой (аквамариновый, или, иначе, цвет морской волны), зеленый.
Спектр, расположенный на рисунке концентрично цветовому кругу, позволяет легко определить доминирующие длины волн для каждой накраски. Как видно, естественная последовательность цветов в круге Оствальда сохранена. Однако расстояния между ними не соответствуют расстояниям в линейном спектре. В круге Оствальда они растянуты в голубой области и сжаты в сине-фиолетовой, а
Рис. 10.2. Строение цветового тела Оствальда:
а — цветовой круг; 6 — форма цветового тела; в — половина сече-ння цветового тела
также в начале зеленой. Это позволило автору системы расположить по диаметрам строго дополнительные цвета.
Цветовое тело Оствальда — два конуса, соединенные основаниями (рис. 10.2, б).
Оствальд предложил рассматривать цвета накрасок как результат смешения максимально насыщенных («полноцветных») с белым и черным. Этот принцип отражает представления Оствальда о цвете и в современной теории не используется. Однако он имеет определенный смысл: примесь белого можно отождествить с возрастанием светлоты при уменьшении насыщенности, а примесь черного — с падени-
ем светлоты при одновременном уменьшении насыщенности. Каждый заключенный в теле цвет обозначается цифрой, указывающей его положение в круге (т. е. цветовой тон), и двумя буквами, первая из которых обозначает «содержание белого», а вторая — «содержание черного» (т.
е. определяют светлоту и насыщенность). В табл. 10.1 даны соотношения между буквенными обозначениями и «содержанием белого» и «черного».
10.1. Буквенные обозначения цветов в системе Оствальда
Буквенное обозначение |
а |
с |
е |
g |
i |
l |
п |
р |
Г |
t |
Белого |
89 |
56 |
35 |
22 |
14 |
8,9 |
5,6 |
3,5 |
2,2 |
1,4 |
Черного (100% — % белого) |
11 |
44 |
65 |
78 |
86 |
91,1 |
94,4 |
96,5 |
97,8 |
98,6 |
Расположение цветов внутри тела показано на рис. 10.2, в, на котором дана правая половина его сечения в виде треугольника АБЧ. Вследствие сложности получения накрасок насыщенных цветов в большинстве атласов (или наборов образцов), построенных по системе Оствальда, поля, в обозначения которых входят буквы r и t, исключены, как это видно из рис. 10.2, в, где наиболее насыщенный цвет — ра. Накраски по стороне ЧБ треугольника составляют ахроматический ряд. Их светлоты находят по формуле
L = к lg r, где L — светлота; к — коэффициент; r — коэффициент яркости.
Следовательно, шкала ахроматических цветов в теле Оствальда подчиняется закону Вебера—Фехнера и рав-ноконтрастна в меру соблюдения этого закона при данном уровне яркости.
По стороне АБ треугольника светлота возрастает от А к Б, а насыщенность в этом направлении уменьшается. По стороне АЧ обе характеристики падают от А к Ч. Количество черного постоянно на каждой из полос, параллельных стороне АБ, увеличиваясь к полю pp. Соответственно количество белого постоянно в полосах, параллельных стороне АЧ, возрастая до максимального на поле aа.
Например, цвет 7рс довольно светлый и насыщенный: он находится рядом с ра, имеющим наибольшую насыщенность.
Атлас цветов, построенный на основе рассмотренного гела, представляет собой сечения тела по всем его 24 опорным цветам, подобные представленному на рис. 10.2, в (полусечение, имеющее вид треугольника).
В атласе при исключении цветов put (не показаны на рис. 10.2, в) по каждому из 24 сечений содержится 28 образцов цвета и, кроме того, 8 серых, расположенных по оси ЧБ, следовательно, всего 24 • 28 + 8 = 680 накрасок.
10.3. СИСТЕМА МАНСЕЛЛА
Цветовой круг Манселла содержит десять опорных цветов (рис. 10.3), которые указаны на рисунке цифровыми и буквенными индексами: R — красный (red); YR — желто-красный, т. е. оранжевый (yellow-red); У--желтый (yellow); GY -- зелено-желтый (green-yellow); G — зеленый (green); BG — сине-зеленый, т. е. голубой (blue-green); В — синий (blue); PB — пурпурно-синий, т. е. фиолетовый (purple-blue); Р—пурпурный (purple) и RP — красно-пурпурный (red-purple).
Цифрами от 1 до 10 (рис. 10.3, б) обозначены группы цветов—опорные и близкие к ним. Всем опорным присвоен индекс 5. Дуги круга между соседними опорными цветами разделены еще на 10 частей (показаны на увеличенном фрагменте круга рис. 10.3, б). В соответствующих точках дуг расположены промежуточные цвета, тона которых близки к тонам опорных. Например, цвета 4R и 6R весьма близки к цвету 5R, но 4R имеет еле ощутимый пурпурный оттенок (холоднее, чем 5R), a 6R — оранжеватый (теплее 5R). В атласе практически представлены тона 2,5; 5; 7,5 и 10 каждого из опорных, как это указано на рис. 10.3, б. Круг Манселла, в отличие от круга Оствальда, равноконтрастен, причем это относится как к цветовым тонам, так и к насыщенностям.
Перейдем теперь к светлоте. Ахроматическую ось цветового тела Манселла можно рассматривать как серую шкалу, поля которой различаются на постоянное число порогов. Ступени светлоты обозначаются шифром, в котором ее уровень представлен числителем обыкновенной дроби: 1/обозначает черный цвет; 2/ — весьма темный и так до 10/, указывающего белый цвет. Светлоты распределены не по закону Вебера—Фехнера, а в соответствии с зависимостями, которые, как считается, более точно связывают светлоты с психофизическими характеристиками.
К таким зависимостям относится, например, полином: 1,0257Y= 1,2219V — 0,23111 V2+ 0,23951 V3 — 0,021009V4 + 0,00084041V5 который был впервые применен Ньюхоллом.
Из-за сложности этого выражения полином аппроксимируют более простой формулой Вышецки:
W* = 25Y|/3—17 или формулой МКО L* =25 (1,0257Y)1/3 —16.
В этих формулах: Y — цветовая координата, выражающая яркость; V, W* и L* — светлота. Разное обозначение светлоты при-
Рис. 10.3. Цветовой круг Манселла a схема расположения опорных цветов; б увеличенный фрагмент круга меняется для того, чтобы показать, что она определялась по Ньюхоллу, Вышецки или МКО
При определении, коэффициента яркости пользуются эталоном, поверхность которого покрыта окисью магния, отражающим 97,5 % света. При обычных измерениях его коэффициент яркости условно принимается за единицу. Десятое поле шкалы Манселла — идеально отражающая поверхность (100 %). Ее коэффициент яркости по отношению к магниевому эталону равен 1 : 0,975 = 1,0257 — это коэффициент при Y в приведенной выше формуле МКО.
Расчет по полиному дает следующую зависимость между уровнями светлоты и коэффициентами яркости:
По Манселлу, цветовое тело должно иметь форму цилиндра, на поверхности которого расположены наиболее насыщенные цвета. Любое сечение цилиндра, перпендику-
Рис. 10.4. Сечение цилиндра Манселла по диаметру 5РВ—5Y
лярное оси, должно представлять собой цветовой круг той или иной светлоты, в зависимости от высоты сечения. Однако, как говорилось выше, число цветов, различаемых по насыщенности, зависит от уровня светлоты и сокращается с удалением этой характеристики от оптимального значения. Причем характер изменения зависит от цветового тона. Поэтому практически цилиндрическую поверхность тела при условии равноконтрастности цветов получить нельзя.
На рис. 10.4 показано сечение цилиндра Манселла по диаметру 5 РВ — 5Y (на рис. 10.3, а выделен). Сплошными прямоугольниками на рис. 10.4 представлены практичес-
Рис. 10.5.
Цветовое тела Мапселла и схема изменения характеристик цветов
Рис. 10.6. Сечение цветового тела Ман-селла перпендикулярно ахроматической оси
ки осуществимые цвета, пунктирными — неосуществимые (нет соответствующих реальных пигментов). Буквами N обозначены цвета ахроматической оси. Степень удаления от нее цвета, а следовательно, насыщенность выражается знаменателем дроби:/2 (весьма мало насыщен); /4 (мало насыщен); /6 (средне насыщен); /8 (насыщен); /10 (очень насыщен) и /12 (весьма насыщен — выходит за пределы поверхности цилиндра). Как видно, изменение — на два индекса.
В качестве примера остановимся на цвете 2,5R 4/8. Его цветовой тон определяется близостью к опорному красному (5R) (на рис. 10.3, а и 10.3, б отмечен). Поскольку он находится между красным и красно-пурпурным опорными, то имеет пурпурный оттенок. Уровень светлоты 4/ и насыщенности /8 виден из рис. 10.4 (прямоугольник 4/8 отмечен заштрихованными углами). Цвет темный (четвертая ступень светлоты), но насыщенный (восьмая ступень насыщенности).
Из-за невозможности практического получения насыщенных цветов, тем более при малых или, наоборот, высоких светлотах, цветовое тело Манселла в действительности представляет собой не цилиндр, а тело, показанное на рис. 10.5. Его элементы — «блоки» представляют собой реально воспроизводимые при данной светлоте цвета. Сечение тела горизонтальной плоскостью через уровень светлоты 5/ дано на рис. 10.6.
10.4. СИСТЕМА РАБКИНА
Система Рабкина (1956 г.) — первая из отечественных систем спецификации цвета, нашедшая широкое применение.
Цветовой круг Рабкина показан на рис. 10.7. На концах диаметров расположены не строго дополнительные, а контрастные (близкие к дополнительным) цвета. Автор системы считает, что при этом легче обеспечить равноконтрастность образцов. В круге 45 цветов, из которых 9 приняты за опорные. Это — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый и пурпурный.
На рисунке указаны доминирующие длины волн этих цветов. Между каждым из опорных находятся четыре промежуточных. Таким образом, в круге 9 групп цветов. Опорные занимают среднее положение относительно остальных цветов группы; их порядковые номера 3, 8, 13 и так далее через пять номеров.
Цветовое тело, предложенное Рабкиным. —два конуса, содержащие только опорные цвета, поэтому оно ребристо (рис. 10.8).
Цветовые таблицы атласа Рабкина представляют собой половины восьми сечений тела по опорным цветам (кроме голубого) и по промежуточным — красно-оранжевому, оранжево-желтому, желто-зеленому и зелено-голубому.
Рис. 10.7. Цветовой круг Рабкина
Всего в атласе приведено 12 половин сечений. Накраски представляют собой кружки, запечатанные красками соответствующих цветов и расположенные по сторонам вписанных друг в друга треугольников (рис. 10.9). Ось цветового тела, как это видно из рис. 10.8, горизонтальна. В связи с этим накраски нейтральных цветов находятся в основании сечения. Поэтому по основанию большого треугольника изменяется светлота. Цвета одинаковой светлоты лежат на перпендикулярах к основанию. Насыщенность возрастает к периферии тела, и, следовательно, в его сечениях цвета равной насыщенности лежат на линиях, параллельных основанию большого треугольника. Направления изменения светлоты и насыщенности видны из рисунка, на котором в соответствии с обозначениями, принятыми автором системы, цвета закодированы дробью. В числителе (№ горизонтального ряда) указывается насыщенность. Она возрас-
Рис. 10.8. Цветовое тело, предложенное Рабкиным
Рис. 10.9. Схема цветовой таблицы атласа
тает от 2/ до 10/ — максимального значения. В знаменателе (№ вертикального ряда) — светлота, которая падает от /1 до /19 — минимального ее значения.
В каждом из 12 сечений тела содержится 55 образцов цвета, а всего в атласе 55 • 12 = 660 образцов-эталонов.
В ряде таблиц имеются отверстия, позволяющие более точно сравнивать цвета эталонов атласа с произвольными цветами.
Кроме описанных выше «треугольных» таблиц, в атласе даны 36- польные шкалы тех же цветовых тонов, что и сечения тела. Светлоты полей скачкообразно уменьшаются. Такие шкалы используются для исследования цветовых порогов.
10.5. СИСТЕМА СМЕШЕНИЯ КРАСОК «РАДУГА»
В полиграфии пользуются системами смешения красок. Они позволяют оформителям выбирать цвета, которые можно точно воспроизвести в данных условиях, а полиграфическим предприятиям — составлять смесевые краски по рецептурным таблицам атласа, без предварительных проб.
Цветовое тело содержит цвета, получаемые с помощью данного набора красок.
Примером системы смешения служит разработанный во ВНИИКПП И. С. Файнбергом с сотрудниками атлас «Радуга».
Для расположения цветов авторы воспользовались системой Манселла. На рис. 10.10 показан цветовой круг, на котором пунктирными линиями представлены совокупности цветов постоянного тона, но разной насыщенности, воспроизводимые данными красками. Точками с кружком и буквами Г, С, Ф и т.д. обозначены восемь опорных цветов системы, а точками и цифрами — промежуточные, т. е. входящие в каждую из восьми групп, 2,5 РВ; 5 РВ; 7,5 РВ и т. д. — символы Манселла (см. рис. 10.3).
В основе системы находится триада красок субтрактив-ного синтеза: желтая краска (на основе пигмента желтого прозрачного О), пурпурная (на основе лака рубинового СК) и голубая (фталоцианиновый Б43У). Кроме того, были использованы краски, обеспечивающие бинарные цвета, т. е. получаемые в обычных условиях наложением двух красок субтрактивного синтеза. Это — красная (пигмент ярко-красный 2С), зеленая (пигмент зеленый фталоцианиновый) и синяя (лак основной фиолетовый). Для того чтобы компенсировать потери насыщенности при смешении красок указанных двух типов (они, как и другие, имеют поглощение по всему спектру), применялось еще несколько красок промежуточных цветов.
Образцы промежуточных цветов обеспечивают равномерное заполнение цветового пространства. В круге 8 опорных и 24 промежуточных, а всего 36, как их назвали авторы, базовых цветов.