Практическое руководство по рисунку и живописи

         

ДЕКОРАТИВНО-ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ


Многие из вас не замыкаются в стенах своей мастерской, своего рабочего уголка и активно участвуют в оформлении предприятия, клуба, выпускают стенгазеты, пишут лозунги и плакаты. Если эта важная общественная работа ведется творчески и со вкусом, то она имеет большое значение, в частности, и в воспитании эстетического вкуса трудящихся, и развивает ваши способности в композиции, в декоративном решении цвета и формы, помогает шире определить склонности к разным видам искусства.

В декоративных работах есть свои конкретные задачи, отличные от станковых этюдов и рисунков, но есть и общие. Это — композиционное решение, достижение целостности и единства всех элементов изображения на плоскости. Поэтому мы даем задания по оформлению простого плаката.

Работу над шрифтовым плакатом или лозунгом тоже надо начинать с поисков решения композиции: найти нужный формат листа, задумать общее расположение строк текста, определить их характер. Известен ряд приемов композиции шрифтовых работ. Мы же разберем здесь только два: симметричный и динамичный. В первом приеме находят посредине листа общую вертикаль и с ней совмещают середину каждой строки.

Чтобы работы вести «от общего», а не путаться в деталях сразу же намечаемых буквиц, советуем вырезать плашки, то есть прямоугольнички из черной или цветной бумаги. Ширина и длина этих полосок выбирается в соответствии с размерами каждой строки, а если работа ведется красками, то и цветом шрифта. Передвигая эти плашки, находят общую композицию шрифта в листе. И здесь нет предела фантазии и воображению художника! Общая компоновка плаката, объявления, лозунга не должна быть шаблонной, стандартной. Хорошо, когда она привлекает внимание оригинальностью и соответствует по своей форме и характеру, смыслу, содержанию текста.

Один из начинающих художников придумал композицию объявления о вечере призывников, будущих воинов Советской Армии, в виде красной звезды на золотисто-охристом фоне. Для текста он взял красновато-кирпичный тон и вписал его в абрис звезды.


Важные по смыслу слова и дату вечера выделил, дав их крупнее и более сочным тоном. Другой оформитель написал расписание занятий химического кружка так, что строки образовали фигуру, похожую на колбу.

Еще больший простор воображению дает динамический прием композиции. Здесь ось симметрии не проводится, а плашки строк компонуются «лесенкой» или по диагонали, иногда и «по складам» слов, если текст короткий, но боевитый, призывный. Вспомните, как у Маяковского складывались строки и ритмы боевых маршей:

Дисциплинированней

                                   стань у стинка.

Дом,

       труд,

                хлеб

                        нив

о-

   бо-

        ро-

             ни!

Ритмическая композиция строк усиливает ударную призывность лозунгов, как бы отражая маршевую поступь отрядов.

Работая над плакатом, старайтесь проще и выразительнее решить его основную композицию в плашках (обязательно покажите разные варианты эскизов опытному художнику). Получив одобрение общего построения композиции шрифтового плаката, вы яснее представите себе и характер начертания буквы, выберете выразительный шрифт.

Здесь не место вычурным буквицам с завитками, «тенями» и прочими украшениями в стиле купеческих вывесок. Чем проще шрифт, чем лаконичнее выбор красок, тем доходчивее текст, красивее его оформление. В будущем, когда вы обогатитесь знаниями, сможете усложнять цветовую и декоративную нагрузку шрифта, основываясь на развитом художественном вкусе, обострившемся чувстве декоративности.

А пока поупражняйтесь в написании букв того вида шрифта, который предполагаете выбрать для работы.



Советуем для начала, если вы вообще не работали со шрифтами, поупражняться в рисовании брускового шрифта. Обратите внимание, что среди букв алфавита есть «открытые» и «закрытые» по своему начертанию буквы. Например, буквы «С», «Р» открыты вправо, а буква «Э» влево, тогда как буквы «Ш», «П», «Ж» очень насыщены по тону и уплотнены штрихами.

Если в слове много «открытых» букв и такие еще, как «А» или «Л», то между ними может появиться разрыв, «воздух», как говорят оформители. Так, в слове «книга» мы видим уплотнение штрихов на месте букв «н» и «и» и разрыв между буквами «г» и «а». Единства тона в плашке этого слова не получится, если не изменить разбивку букв в строке. Надо увеличить расстояние между «плотными», «закрытыми» буквами и уменьшить между буквами «г» и «а». Этим будет достигнута целостность начертания слова, и оно не будет читаться «по складам».

Упражнения по разбивке букв в словах, как и по общей компоновке плакатов, лучше всего делать с помощью передвигающихся вырезанных из бумаги букв. А вообще, чаще делайте шрифтовые работы в технике аппликации.

Итак, вам надо выполнить эскиз шрифтового плаката (в плашках) и показать его своему педагогу.

Затем сделайте упражнения, которые развивают понимание целостности и образности начертания слов.

Разбейте буквы в словах типа «книга», «штанга» (несколько вариантов).

Подумайте, как изменить начертания шрифта, чтобы он выразил образный смысл слов: «камень», «паутина», «тревога», «Стоп!»










Содержание раздела