Практическое руководство по рисунку и живописи

         

Что такое лист? Это


Что такое лист? Это не просто бумага. Это пространство. Это, если хотите, космос, в котором вот-вот возникнет новая звезда — произведение искусства. Особый мир, какого нет в природе: он создается человеком, творцом, художником. И в нем сталкиваются и отражаются природа и внутренний, душевный мир художника, его жизненный опыт и мастерство. По рисунку можно не только определить то, что на нем изображено, но и узнать автора, кто он такой, что его волнует, что будоражит его ум.
Поэтому организация листа, или компоновка — дело первостепенно важное и непреложное.
Даже беглый набросок надо продуманно вписывать в лист, надо учиться «провидеть» на чистом листе будущий рисунок, как бы воочию его представлять. Но начинающие спешат рисовать, не задумываясь, что же выйдет. Поэтому и получаются в их рисунках казусы. Например, на одном рисунке сосна расположена поперек листа, поэтому характерная устремленность линий дерева вверх пресечена краем его. На другом наброске вокруг деревьев и изображенных за ними домов оставлены огромные поля фона. Пейзаж стал похож на крохотный макетик с игрушечными домиками и хилыми деревцами.
Некоторые из вас и не подозревают, что непродуманная компоновка может так исказить образ натуры.
А вот посмотрите, какую стройность и завершенность приобретают самые незатейливые рисунки, в которых мастерски решена, продуманно построена плоскость листа. В рисунке Н. Купреянова «Зима в Селище» найдены соотношения черных и серых пятен на белом фоне. Черные пятна построек, фигур размеренно чередуются с серыми, образуя плавное полукружие, как бы замыкая тихий дворик, на котором все заняты своими обыденными делами. Но «количество» черного и серого здесь определено так точно, что ощущение белизны свежего, наверное, в ночь выпавшего снега, ощущение той просветленности, которая радует в начале зимы, затишье после снегопада выражены живо, ясно, доходчиво.

Рисунок и картина (появившаяся вслед за ним) художника А. Никича тоже свидетельствует о том, как обычная утварь и принадлежности ремесла живописца с помощью продуманной композиции листа превратилась в «Торжественный натюрморт».


Взметнувшиеся вверх трижды повторенные вертикали подрамников сразу задали этот мотив. Но в рисунке он прерван горизонталями трехстворчатого зеркала, которое к тому же возвращает взгляд зрителя в пространство мастерской и как бы приглашает его последить за работой художника у мольберта, посмотреть на прислоненные к стене холсты, оглянуться кругом. Рисунок жанровый, описательный. Картине компоновка придает черты монументальности. Здесь нет ничего лишнего, что отвлекало бы от главного мотива вознесенных вверх линий.

В натюрмортах художника И. Обросова все изображено «как в жизни»: на первый взгляд, незаметна и организующая воля художника. Кажется, что он пришел, увидел всю эту утварь и свободно перенес на лист и холст. Но кажущаяся безыскусственность изображения и возникает в результате композиционной организованности листа.

В рисунке «Натюрморт с косой» И. Обросова все линии направлены по вертикали вверх. Молоток, брусок, банка с водой приготовлены для отбивки косы перед покосом. Лист выдержан в серебристой штриховке, усиленной в главных деталях, — затемнены линии полена, рукояток косы, молотка, что закрепляет конструкцию, графическую основу композиции, ее каркас.

Наоборот, в натюрмортах А. Мордвинова и Н.Щеглова чувствуется «подчинение» пространства изобразительной плоскости. Особенно это заметно в первом холсте, где вовсе нет горизонтальной поверхности стола. Между тем безукоризненно точно построена именно плоскость холста. Серый прямоугольник, красный прямоугольник, серый круг так продуманно уравновешены, что ни один из них невозможно сместить даже на миллиметр без ущерба для общей слаженности композиции. (Попробуйте это сделать, вырезав из черной и серой бумаги такие же прямоугольники и круг, и подвигайте их на соответствующем формате листа).



Обратите внимание, что ни один рисунок или холст, показанные здесь, не повторяют другой, не являются «стандартными». Вытянутый вверх лист создает совсем иное настроение в композиции, чем квадратный или близкий к квадрату, «спокойный», статичный формат.


Так уж привык человек все стремительное, мчащееся, взлетающее чувствовать в удлиненных по горизонтали или по вертикали линиях пространства, остановившееся связывать с представлением о квадрате, а завершенное и совершенное невольно сравнивать с аркой, очертаниями овала, округлости, круга.

Согласовав формат листа с размерами натуры и мотивом, заключенным в ней, характером линий и форм, движения (или покоя), ищите на листе соответствующую этим представлениям структуру компоновки, стройте лист как целостное сочетание основных пятен — черных и светлых, серых разной градации, но без каких-либо подробностей, обобщенно.

Когда М. Греков искал композицию своей знаменитой «Тачанки», он рисовал только треугольник, только общую массу. И лишь отыскав место этому треугольнику, определив его расположение, которое уже выражало бешеную скачку коней, художник перешел к прорисовке ее элементов, фигур. И делал это, конечно, в пределах найденного треугольника, после общего решения плоскости картины.

Композицию любой картины, здесь репродуцированной, вы тоже можете «привести» к комбинации простейших фигур, увидеть решение плоскости холста как бы в «значке» компоновки, в ее «формуле», основе. (Наложите кальку и заштрихуйте силуэты изображенных фигур и предметов.)

Важно также найти связи предметов или фигур в общем силуэте группы.

Зарисуйте высокое дерево или крупное комнатное растение на светлом фоне. Листы бумаги берите разного формата. Выполняйте работы очень общо, тушью или черной акварелью.

Можете затем вырезать из черной бумаги силуэты деревьев в форме, близкой к треугольнику или шару на стволике, и, передвигая эти силуэты по белому листу, найдите и выклейте компоновку пейзажа. Это будет уже декоративное решение основы композиции.

Поставьте натюрморт из трех-четырех предметов близко к столу. Сядьте так, чтобы плоскость стола виднелась в виде узкой полоски, а натюрморт с разными по высоте предметами смотрелся единым красивым силуэтом.

Нарисуйте натюрморт тушью, акварелью или карандашом общо.Формат выбирайте в соответствии с «габаритами» постановки.

Сделав постановку, подсказавшую, допустим, удлиненный по горизонтали лист, затем найдите натуру, которую выгоднее нарисовать на вытянутом вверх листе или в квадратном формате.

Сделайте зарисовки фигуры на разных по размеру и формату листах различными материалами.

ДЛЯ ВАШЕЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ

«Композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину». Альберти

«Главное для меня композиция. Тут есть какой-то твердый, неумолимый закон, который можно только чутьем угадать, но который до того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста или лишняя поставленная точка разом меняют всю композицию». Суриков



Содержание раздела