Практическое руководство по рисунку и живописи



             

Рисунок - часть 2


В рисунке В. Серова «Портрет балерины Т. Карсавиной» очень явственно ощущается цвет даже линий и скупой штриховки. Тепло летнего полудня или серебристая мгла сырой оттепели убедительно переданы в рисунках И. Репина («Вид на школу военных топографов в Чугуеве», «Невский проспект»). Небогатая, по сравнению с красочной палитрой, черно-серо-белая шкала штрихов и линий, пятен в графической работе мастера способна создать цветовые впечатления!

В. Серова «Портрет балерины Т. Карсавиной»

Различия и соотношения светлоты тонов отражают три неразрывных качества натуры: зависимость от силы и характера освещения, положения в пространстве и окраски. В зависимости от пропорций, «количества» темного и светлого в рисунке композиция «настраивается» на различную тональность. Это можно увидеть в работах Н. Купреянова, Г. Захарова, репродуцированных здесь. Отражается на этом и настроение, мироощущение самого художника, что определяет главное качество художественности — неповторимость, своеобразие подлинно талантливой вещи.

Тон, как средство композиции и воплощения замысла, дает нам богатейшие возможности «настраивать» каждый новый рисунок в особом ключе, не повторяться в цветовой гамме этюдов, усиливать впечатление, заострять характеры. Поиски тональных отношений, градаций тона от самого светлого к самому темному и сочетаний всего в плоскости листа (вся сложная работа над тональным решением рисунка) расширяют наше познание природы, ее пластических качеств.

Вы постепенно узнаете, что такое «воздушная перспектива» и как изменяется вид и тон предметов в зависимости от удаления в глубину пространства. Взойдите на холм или гористую местность, вы увидите, как гряды увалов или гор распределяются один за другим, заметно отличаясь друг от друга по светлоте. Можно и на улице, и на дороге обратить внимание на разницу тонов деревьев, строений, столбов, уходящих вдаль. Вы поймете зависимость перехода тонов от рельефа формы, от поворота тех граней, которые образуют объем (вы их уже строили в зарисовках по предыдущему заданию).




Содержание  Назад  Вперед