Практическое руководство по рисунку и живописи



             

Живопись


Василий Иванович Суриков в 1883—1884 годах был за границей. Он изучал произведения живописи старых мастеров и художников того времени. Вот отрывок из его письма к П. П. Чистякову:

«…Да, колорит — великое дело! Видевши теперь массу картин, я пришел к тому заключению, что только колорит вечное неизменяемое наслаждение может доставлять, если он непосредственно, горячо передан с природы…

…Я хочу сказать теперь о …картине Веронеза… Я говорю про «Поклонение волхвов». Боже мой, какая невероятная сила, нечеловеческая мощь могла создать эту картину!.. Видно Веронез работал эту картину экспромтом, без всякой предвзятости манеры, в упоении восторженном; в нормальном, спокойном духе нельзя написать такую дивную по колориту вещь. Хватал, рвал с палитры это дивное мешаво, это бесподобное колоритное тесто красок…«

Художники и любители живописи, говоря о силе образного воздействия картины, часто пользуются словом колорит. Что такое колорит? Если мы обратимся к высказываниям мастеров живописи, то увидим, что в понятие колорита каждый из них вносил свое отношение, связанное с собственным творчеством. И дело не в термине, а в главном смысле этого понятия. Постигнуть колорит — значит понять основные принципы искусства живописи.

Колорит произведения создается его цветовым строем — всеми цветовыми соотношениями, которые художник приводит к определенному единству. Он рождается в процессе живописного воплощения замысла художника. Очень верно писал Репин, что колорит произведения выражает «настроение картины, ее душу; он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».

Известно, что цветовые тона воздействуют на человека по-разному. Одни нас радуют, другие раздражают, третьи возбуждают, четвертые, наоборот, успокаивают и т. д. Это элементарные эстетические свойства цвета. Но наши цветовые ощущения гораздо сложнее. Наш глаз воспринимает цвет не как изолированное пятно, а всегда во взаимодействии с реальными условиями освещения, воздушно-пространственной и окружающей цветовой среды.




Содержание  Назад  Вперед