Практическое руководство по рисунку и живописи



             

Живопись - часть 2


В живописи образное воздействие цвета неизмеримо возрастает и усиливается. Например, совершенно не обязательно решать картину в темном или суровом колорите, если тема ее трагическая или грустная. А для радостных сюжетов не обязателен яркий колорит. Можно привести много примеров «прямой» и «обратной» связи темы и колорита. Общего «правила» колорита на «разные случаи» не существует.

Вспомните, например, две картины Сурикова — «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Основой для сюжетов, взятых художником из истории России, служит трагическая судьба человека сильной воли в борьбе за власть и свои убеждения. Но однозначно ли подходит Суриков к колористическому решению своих полотен?

Колорит «Меншикова в Березове» в более прямой связи с драматизмом события. Преобладают темные тона скупо освещенного интерьера избы. Резким контрастом выделяется небольшое оконце на заднем плане картины, и это еще больше усиливает общий характер ее колорита. «Боярыня Морозова» построена на сложных сочетаниях пленэрной живописи зимнего пейзажа, сине-черного силуэта фигуры боярыни и ярких пятен одежды толпы. Праздничная «ковровость» колорита, традиционная в древнерусском искусстве, свойственна, в определенной мере, и этой картине.

Один из современников написал о картине Э. Делакруа «Охота на львов»: «Не знал я, что можно возбудить такой ужас синим и зеленым цветами». Сами по себе синий и зеленый цвет никакого «ужаса» не вызывают. Здесь имеется в виду общий колорит полотна, общее впечатление от картины.

И. Грабарь «За самоваром»

Если художник пишет с натуры, то, естественно, характер натурного сюжета обусловливает и колорит работы. Ночной город, яркий южный пейзаж или ненастье, одним словом, выраженные цветовые особенности натуры определяют часто и колористическое решение картины. Например, колорит картины И. Грабаря «За самоваром» связан с холодным светом гаснущего дня, при котором художник писал свой сюжет.

А «горячий» колорит натюрморта М. Сарьяна «Виноград» — с природой Востока.

М. Сарьян «Виноград»

Посмотрите, как различно передал Н.


Содержание  Назад  Вперед