Практическое руководство по рисунку и живописи



             

Живопись - часть 2


Если времени не хватало, у меня сохранялся хоть общин очерк во всей его непосредственности. Если они оставались дольше, я переходил к деталям».

Речь здесь идет о зарисовках, но то же самое можно сказать и о живописи. Возьмем, например, этюд А. Архипова «Северный пейзаж». В быстром цветовом наброске художник стремился запечатлеть светящееся небо и силуэтные очертания лодок, яркий луч света, скользящий по краям одной из них. Очень живой получился этюд. Написан без подробностей, густыми мазками цвета.

А. Архипова «Северный пейзаж»

В итальянском пейзаже работы Н. Ге «Облака. Фраскати» мы также не видим детального изображения предметов. Но как хорошо ощущается воздух, пространство. Художник точно уловил соотношение неба и земли, очень тонко передал перспективное изменение цвета от переднего плана этюда в глубину. Ничего лишнего — и в этом выразительная сила работы.

Н. Ге «Облака. Фраскати»

Конечно, не всегда только время выполнения этюда определяет большую или меньшую степень детальности изображения. Одни художники работают быстрее, другие — медленнее, да и задачи могут быть разными. Но все же, что возможно сделать за несколько сеансов, трудно выполнить в один час, если больше не возвращаться к этому этюду. Часто неопытных художников постигает неудача именно потому, что они не учитывают реальное время, которым располагают для выполнения той или иной работы. Имеет значение также размер этюда; для кратковременных этюдов лучше брать небольшие картонки или холсты. Однако что такое направлять свое внимание к определенной цели? Значит ли это, что нужно находить детали и подробности? Или это значит — искать обобщенное решение? Ни то и ни другое в отдельности. Художник должен выразить свое живое чувство натуры. И не следует заниматься протокольным перечислением всех подробностей лишь потому, что они находятся перед глазами.

Мы воспроизводим очень красивый этюд художника В. Борисова-Мусатова «Женщина в желтой шали». Модель написана в условиях пленэра, то есть на воздухе. Удивительная жизненность в этом портрете.


Содержание  Назад  Вперед