В предыдущих уроках мы ставили перед вами конкретные изобразительно-живописные задачи. Это в какой-то степени определяло и ваш выбор натуры.
Теперь предлагаем вам поработать более самостоятельно. Пищите с натуры, по памяти или по воображению все, что вам нравится, что представляется значительным, интересным. В своих работах стремитесь сохранить живое впечатление и собственное представление о натуре (или воображаемом сюжете).
Мы с вами беседовали о некоторых важнейших законах процесса живописи.
Выбор натуры определяется индивидуальным отношением художника к тому, что его окружает. О своих переживаниях живописец рассказывает языком цвета. Поэтому естественно, что натурный сюжет должен связываться с представлением о его выразительном решении именно живописными средствами. Если художник предполагает выполнить работу по памяти или по воображению, то и здесь необходимо исходить из возможности раскрыть содержание темы живописными средствами.
Художник, видя многое, всегда решает для себя труднейшую задачу самоограничения. Самоограничение — это сосредоточенность художника, когда все внимание, вся сила зрения и мысли собираются, как в фокусе, на самом существенном для творческих целей.
Композиционное решение этюда определяет характер всего изображения в целом. Об этом нельзя забывать. Работа всегда проигрывает, если художник не придает должного значения ее композиционной завязке. Предварительные наброски, эскизы помогают своей наглядностью найти наиболее выразительную композицию будущего этюда или картины.
Цветовые соотношения этюда или картины. Работа над цветовыми соотношениями заключается не в механическом перенесении натуры на холст, а в поисках сочетаний цветовых тонов, которые в общей совокупности создадут необходимое впечатление формы, освещения и пространства. И конечно, в решение цветовых соотношений настоящий художник всегда вкладывает свое чувство образа того, что он изображает. С этим также связано стремление художника подчинить цветовые сочетания общему колориту работы.