Живопись
Искусство художника основывается на его способности вглядываться в окружающее. Об этом написаны целые тома. Но хочется еще раз сказать: учитесь работать, исходя из своих живых наблюдений, своего чувства и как можно меньше полагайтесь на какие-то механические приемы. Выбирая натуру, спросите себя — что мне в ней нравится, почему? Конечно, не обязательно произносить эти слова, но отвечать на эти вопросы надо своей работой.
Бывает, что ученик, показывая этюд, удивляется: «натура была такой интересной, а этюд, сам вижу, скучный, совсем не то!». Причина заключается в том, что, приступив к живописи, он не сосредоточился на таких главных особенностях натуры, которые вызывали его желание взяться за кисть, стал разбрасываться, то есть заниматься, — как говорил В. Фаворский, — «подробным ползаньем по натуре», «пришивая» одну деталь к другой. В результате перестал видеть что-то самое важное и основное. Поэтому этюд вышел вялым, невыразительным. В работе художника требуется особая собранность, чтобы каждое прикосновение кисти было направлено на решение средствами живописи определенной задачи.
Обратимся к какому-нибудь конкретному примеру. Предположим, вы захотели написать пейзаж и при таком освещении, которое быстро может измениться. Времени у вас немного, а если вы станете подробно выписывать детали предметов, то удастся ли вам передать то, что было главным, когда работа начиналась? Может быть, в данном случае пожертвовать подробностями, чтобы успеть «схватить» самое существенное?
Когда молодой Коро приехал в Италию, то его так восхитила живость итальянцев, их шумный уличный быт, что он не расставался с альбомом для зарисовок. Впоследствии художник рассказывал:
«Вот остановились два человека. Я пытаюсь их зарисовать, сделать детальный рисунок, начиная с головы, но они расходятся, — у меня остаются только бессвязные отрывки. Вот дети играют на ступеньках храма: я начинаю рисовать, но их отзывает мать. Тогда я решил начинать с самых общих очертаний. Я быстро набрасывал первую попавшуюся группу.
Если времени не хватало, у меня сохранялся хоть общин очерк во всей его непосредственности. Если они оставались дольше, я переходил к деталям».
Речь здесь идет о зарисовках, но то же самое можно сказать и о живописи. Возьмем, например, этюд А. Архипова «Северный пейзаж». В быстром цветовом наброске художник стремился запечатлеть светящееся небо и силуэтные очертания лодок, яркий луч света, скользящий по краям одной из них. Очень живой получился этюд. Написан без подробностей, густыми мазками цвета.
В итальянском пейзаже работы Н. Ге «Облака. Фраскати» мы также не видим детального изображения предметов. Но как хорошо ощущается воздух, пространство. Художник точно уловил соотношение неба и земли, очень тонко передал перспективное изменение цвета от переднего плана этюда в глубину. Ничего лишнего — и в этом выразительная сила работы.
Конечно, не всегда только время выполнения этюда определяет большую или меньшую степень детальности изображения. Одни художники работают быстрее, другие — медленнее, да и задачи могут быть разными. Но все же, что возможно сделать за несколько сеансов, трудно выполнить в один час, если больше не возвращаться к этому этюду. Часто неопытных художников постигает неудача именно потому, что они не учитывают реальное время, которым располагают для выполнения той или иной работы. Имеет значение также размер этюда; для кратковременных этюдов лучше брать небольшие картонки или холсты. Однако что такое направлять свое внимание к определенной цели? Значит ли это, что нужно находить детали и подробности? Или это значит — искать обобщенное решение? Ни то и ни другое в отдельности. Художник должен выразить свое живое чувство натуры. И не следует заниматься протокольным перечислением всех подробностей лишь потому, что они находятся перед глазами.
Мы воспроизводим очень красивый этюд художника В. Борисова-Мусатова «Женщина в желтой шали». Модель написана в условиях пленэра, то есть на воздухе. Удивительная жизненность в этом портрете.
Она заключается в ощущении вибрации света, воздуха, в ощущении природы. Вся живопись направлена на выражение этого чувства. Обратите внимание, как выразительно подчеркивается тонкая детализация лица женщины широко прописанными складками ее шали и обобщенным решением пейзажного фона. Выделяя из всей сложности видимого одни подробности и отбрасывая другие, художник достигает живого единства изображения.
Предлагаем вам следующие практические задания.
1. Напишите серию быстрых (полчаса, час, полтора) этюдов пейзажа. Постарайтесь средствами цветовых отношений передать в этих работах самое для вас существенное.
2. Выполните более длительные этюды пейзажа — каждый этюд пишите два-три сеанса. Работать надо в одни и те же часы и при одинаковой погоде — иначе все будет выглядеть по-другому.
3. Напишите натюрморт за один сеанс, а потом тот же натюрморт — за несколько сеансов.
4. Поработайте по памяти. Напишите то, что вам запомнилось, как интересный сюжет для живописи.
Не обязательно ограничиваться натурой, которую мы упоминаем. Пишите все, что вам понравится и что писать представится возможным. Ищите самое существенное в характере изображаемой натуры и живописные средства, чтобы это передать. Не пишите кусочек за кусочком, а лучше все сразу, чтобы все продвигалось в равной мере. И не бойтесь перерабатывать этюд, пока не получится то, что нужно. Меньше думайте о каких-то правилах «на все случаи», больше наблюдайте натуру и работайте смелее.
Картины для самостоятельного поиска
А. Руссо. Пейзаж. 1903. Х., масло
В. Суриков. Вид Москвы. Ок. 1913. Х., масло. ГТГ