Художник внутри вас

         

Четвертая: два двусмысленных изображения


Двусмысленный рисунок, показанный на рис. 16.13, к моему сожалению, обычно называют "жена/любовница". (Чтобы уравновесить эту ситуацию, я придумала второй рисунок, который по справедливости следовало назвать

Рис. 16.12. Изображение "кролика/утки". Этот рисунок был использован в 1900 г. психологом Джозефом Джастроу как пример соперничающей двусмысленности. Когда это кролик, его морда смотрит вправо, когда это утка - влево. Одновременно видеть кролика и утку трудно.

Рис. 16.13. "Жена/любовница"

Рис. 16.14. "Муж/любовник"

Австрийский писатель Роберт Музиль словесно описывает умонастроение, необходимое для принятия двусмысленностей или парадоксов: "Есть истины, но нет Истины. Я могу с абсолютно полным основанием утверждать две совершенно противоположные вещи и быть правым в обоих случаях. Одно понимание не должно подавлять другое - они оба имеют право на существование". "Дневники, афоризмы, эссе и речи", 1955

"муж/любовник*, см. рис. 16.14). Оригинальный рисунок, разработанный в 1930 г. американским психологом Э. Борингом, является воистину поразительным примером того, как восприятие может переключаться от одной идентификации или умозаключения к совершенно другой благодаря умело сконструированному набору линий, представляющих два совершенно равноправных, но очень разных изображения.

Понаблюдайте за тем, что происходит в вашем мозгу, когда вы останавливаете выбор на одном или другом образе: либо молодой девушки в ожерелье и меховом воротнике, оглядывающейся через плечо, либо старухи - настоящей ведьмы, - уткнувшей лицо в меховой воротник шубы. (Предоставляю вам самим решить, кто из них жена, а кто любовница.) Разрешив этот парадокс, вы легко отыщете изображения "мужа/любовника" - молодого человека и старика с бородой и в старомодном ночном колпаке.

С другой стороны, вы можете испытать чрезвычайные затруднения в видении альтернативных изображений. Это может указывать на то, что вы предпочитаете однозначные умозаключения.

Содержание раздела