Художник внутри вас

         

Чтение языка линии


Судя по всему, способность "читать" язык линии, какую вы только что продемонстрировали, является широко распространенной и вполне обычной, но мало используется на сознательном уровне в повседневной жизни, особенно в нашей преимущественно вербальной, цифровой, технологической, ориентированной на Л-режим культуре. Ввиду этого смещения культуры в сторону мышления в Л-режиме визуальный язык поначалу может казаться ненадежным, неточным, невыразимым, непоследовательным и эфемерным.

Совсем наоборот, визуальный язык не обладает ни одной из этих черт: язык линии точен, тонок и силен, доступен для быстрого прочтения, доставляет эстетическое и интеллектуальное удовлетворение. Для чтения языка линии требуется режим мышления, аналогичный тому, что мы используем для сложной и трудной задачи узнавания лиц. Узнавая лица, мы подсознательно опираемся на визуальное мышление в П-режиме, способном обрабатывать сложную и тонкую информацию, чтобы не только узнать, кто этот человек, но и в каком он расположении духа.

Для этого упражнения повторите последовательность подписей, демонстрируемую писателем Джеффри Харрисом:

Обычная подпись.

Подпись, написанная другой рукой.

Привычная рука, но написано задом наперед.

Другая рука, не глядя на письмо.

Рис. 6.1.

Венгерский художник и дизайнер Ласло Мохой-Надь так говорил о невербальном постижении в своей книге "Новое видение", 1947:

"Интуиция точнее всего понимается как ускоренная подсознательная логика, параллельная сознательному мышлению, но более тонкая и плавная. Глубинный смысл, так часто приписываемый интуиции, обычно правильнее постигается через чувства. Это нельзя выразить словами. Опыт такого рода принципиально невербален, но не является недоступным для зрения и других органов чувств. Интуиция в вербальной вселенной всегда потенциально объяснима. Интуиция же в пластическом смысле, во всех видах искусства, включая поэзию, вероятно, никогда не бывает доступна сознательной вербализации".

"Особенно волнующей для многих исследователей является затрудненность узнавания, которая, кажется, ограничивается только лицами - это расстройство называют прозо-пагнозией (от греческого про-зопон ¦ лицо + агнозия).
Другие предметы человек, страдающий прозопагнозией, распознает с меньшим трудом. Его речевые функции развиты хорошо, и интеллект, скорее всего, никак не поврежден. Он хорошо помнит людей, которых знает, и способен узнавать их по голосу, по словесному описанию или замечая какие-то отличительные черты, например усы, очки или любимую шляпу... Однако ему не удается узнавать ничем особенным не выделяющиеся лица... он в целом не испытывает ощущения, что это лицо ему знакомо, даже если это лицо близкого друга, родственника или даже его собственное! Если ему сказать, чье это лицо, пациент... выражает недоверие, иной раз добавляя, что этот человек (даже он сам!) очень изменился с тех пор, как он его последний раз видел". Говард Гарднер "Умственные расстройства*, 1975

В начале одного из моих курсов студенты часто удивляются, когда я "читаю" их рисунки в ходе нашего еженедельного обсуждения их работ. Я могу сказать: "Вам нужно тратить на рисование больше тех пятнадцати минут, которые вы на это выделяете", или "Я вижу, что вы потратили на этот рисунок примерно три четверти часа", или "Я вижу, вам нравится рисовать воротники, но не очень нравится рисовать волосы модели", или "Что происходило в комнате, когда вы рисовали? Рисунок показывает, что вы постоянно отвлекались", "Я вижу, что, выполняя этот рисунок, вы большей частью очень радовались. Но есть тут и участок грусти. Что произошло в тот момент?" и т. д.

Некоторые откровения происходили в ходе наших дискуссий. Например, я часто даю студентам задание нарисовать собственные ноги. Проверяя выполнение этого задания, я заметила, что рисунок одной студентки выражал беспокойство и грусть. Хотя рисунок был выполнен красиво и вдумчиво, явно отражая точность восприятия деталей и соотношений, часть листа была протерта почти до дыр. (Это не портило рисунок; энергичное стирание и повторное нанесение линий придавали рисунку мягкость и экспрессивность.) "Расскажите мне об этом рисунке", - обратилась я к студентке. "Что вы имеете в виду?" - спросила она. "Ну, это необычный и красивый рисунок.Но мне кажется, что что-то происходило в ваших мыслях - что вы, может быть, были чем-то обеспокоены. Не можете ли вы рассказать мне об этом?"

Студентка удивленно посмотрела на меня, потом очаровательно рассмеялась, стукнув себя по лбу ладонью, и сказала: "Я сейчас что-то скажу вам. Я ненавижу свои ноги".

Все засмеялись. Потом один из студентов сказал ей: "Я думаю, что у тебя очень красивые ноги". Эта мысль эхом разнеслась по классу, затем всеобщее внимание постепенно вновь сосредоточилось на студентке. Она задумчиво смотрела на свой рисунок и потом сказала с ноткой удивления в голосе: "Может, они и правда не так уж ужасны. Попробую их нарисовать еще раз".


Содержание раздела