"Чтение" проблемных аналогий
Я выбрала для анализа три проблемные аналогии. Две из них кратко охарактеризовали сами студенты, выполнявшие их так, что нам, по крайней мере, известен объект. Третий рисунок остался без "ярлыка", и я попытаюсь прочитать его "с нуля".
Первый рисунок, выполненный студентом А. Г., озаглавлен "Разорванная связь". Мое "прочтение" этого рисунка таково.
Рис. 10.1. Проблемно-аналоговый рисунок А. Г., озаглавленный "Разорванная связь">
Некая тяжелая блокирующая форма (темный участок справа) представляет собой препятствие, которое удерживает и заключает в себе события, относящиеся к этой связи. ("Словарное значение" расположения этой формы с правой стороны мы уже обсуждали на с. 84.) В эту связь вовлечены две группы людей, может быть, родственников или друзей (диагонально-треугольные формы и противостоящие им квадратные формы), и эти группы очень сильно отличаются друг от друга. Внутри обеих групп, однако, повторяемость и некоторая жесткость форм могут "говорить" об однородности. Происходят некие события (формы, плывущие в пространстве между двумя "семейными" группами, и темный барьер), раздельные и не связанные друг с другом, но в каком-то смысле обыкновенные и повторяющиеся: все они заключены в одну формальную структуру (разделенные равными расстояниями диагональные линии непосредственно над "семейными" группами; эти линии образуют новый барьер, многослойный и плотный). Но "человек" (форма в виде цветочного бутона в центре) убегает и в своем бегстве переживает чувство обновления энергии и личной силы (форма взрыва: вспомните аналоговые рисунки на тему "энергичность" или "сила"). "Он" ищет свободу (пустое пространство в левом верхнем углу, которое по площади почти не уступает "территории" проблемы в нижней правой половине).
"Разорванная связь" - радостный и уверенный рисунок (линии четкие и сильные), а форма раскрывающегося цветка напоминает аналогии на тему "радость".