Художник внутри вас



Головоломки, оставившие меня в недоумении - часть 4


Наконец, мне пришло в голову, что источник затруднений находится в самой природе рисунка: в отличие от диаграммных, словесных и числовых задач и многих головоломок, которые зачастую "бедны знаниями", рисунки "информационно богаты" - даже такие простые эскизы, какими являются "рисунки со значением". Составитель теста обязательно должен игнорировать это богатство информации, чтобы предлагать единичный "ответ". (Заметьте, что во втором примере, рис. 3.6, составитель предложил два возможных ответа - необычная уступка, но все еще не отражающая всю визуальную сложность рисунков.)

Другой хорошо известный и широко используемый пример такого рода тестов иллюстрирует проблему более отчетливо (рис. 3.7):

Рис. 3.7. Субтест на зрительное восприятие. Источник <Иляинойский тест психолингвистических способностей"' С. А. Керка, Дж. Дж. МакКарти и У. Д. Керка, 1968. Воспроизведено с разрешения издательства Иллинойского университета

Прилагаемые инструкции ясно задают вопрос о функциональном, а не зрительном подобии изображенных предметов. Предписанный составителями "правильный" ответ - сопоставить песочные часы с наручными часами, а не кофеваркой, которая выглядит как песочные часы. Рис. З.Ь. Источник: *Иллинойский тест психолингвистических способностей" С. А. Керка, Дж. Дж. МакКарти И У. Д. Керка, 1968. Воспроизведено с разрешения издательства Иллинойского университета

Используя это и аналогичные упражнения, один исследователь тестировал трех взрослых пациентов, у которых ранее было повреждено левое (речевое) полушарие. Целью эксперимента было определить способность правого полушария каждого пациента (полушария, которое специализируется на обработке зрительно-образной информации) выполнять словесно-понятийный анализ, обычно осуществляемый левым полушарием. После теста ученый сообщил, что все три пациента набрали очень мало "очков", на уровне 5-6-летнего ребенка. Они не могли найти "правильные" ответы.




Содержание  Назад  Вперед