Художник внутри вас



Художник внутри вас - часть 3


Курс рисования, который я преподаю, в университетском каталоге обычно описывается так: "Изобразительное искусство для студентов нехудожественных специальностей. Этот курс предназначен для людей, которые не умеют рисовать совсем, которым кажется, что у них нет таланта к рисованию, и которые полагают, что никогда не смогут научиться рисовать".

Реакция на это описание оказывается ошеломляющей: мои занятия почти всегда переполнены. Но неизменно находятся один или несколько новичков, которые подходят ко мне в самом начале курса и говорят: "Я просто хочу, чтобы вы знали, что даже если вам удалось выучить рисовать кучу людей, я - ваше Ватерлоо! Я тот, кто никогда не научится рисовать!"

Когда я спрашиваю, почему, следует столь же неизменный ответ: "Потому что у меня нет таланта". "Ладно, - говорю я, - поживем - увидим". Разумеется, несколько недель спустя те студенты, которые утверждали, что у них нет таланта, уже благополучно рисовали не хуже остальных. Но даже тогда они часто принижали свое новое умение, приписывая его чему-то, что они называли "скрытым талантом".

""Талант" - скользкое понятие". Герхард Гольвицер "Радостъ рисования" 1963

А что насчет так называемых "от природы талантливых" людей? Я полагаю, что это люди, которые каким-то образом "поймали" способ переключения в мозговые режимы, подходящие для тех или иных навыков. Я описала свой собственный опыт т? кого рода в книге Рисование с привлечением правого полушария мозга* (1979):

"Я сама научилась достаточно хорошо рисовать в раннем возрасте, лет, наверное, в во-семь-девять. Думаю, что я была одной из тех детей, которые случайно натыкаются на способ правильно видеть, позволяющий хорошо рисовать. Я до сих пор помню, как говорила себе еще ребенком, что, если я хочу нарисовать что-нибудь, я должна сделать "это". Я никогда не определяла для себя, что это за "это", но знала, что должна пристально смотреть на то, что хочу нарисовать, пока "это" не случится.


Содержание  Назад  Вперед