Художник внутри вас




Изображение энергичности - часть 3


Рис. 7.28. Рисунок Матисса с перекрестными формами. Анри Млтисс (1869-1954). "Мобель. опустившая голову на рукиЭ, 1936. Карандаш на бумаге. Балтиморский музей изобразительного искусства, коллекция Коуна

Студенты опять подготовили мне сюрприз. Я никогда раньше не замечала структуры перекрестных форм на сознательном уровне и никак не связывала ее с понятием "женственность". И, однако, это было совершенно логично - из тех ситуаций, когда мы восклицаем: "Ну конечно! А что вы еще ожидали?" И все-таки эта структура отнюдь не очевидна. Самое удивительное, конечно, состояло в том, что студенты, не знакомые с искусством, сумели интуитивно породить такую тонкую и выразительную зрительную аналогию.

Заинтригованная, я начала искать эту необычную структуру в рисунках и полотнах, изображающих женские фигуры, и обнаружила множество примеров, в том числе те, которые изображены на рис. 7.28. Мне также попался на глаза рекламный плакат, фрагмент которого показан на рис. 7.29. Опять то же самое! Ножки стула и даже пуловер модели почти в точности отражают интуитивные студенческие аналогии на тему "женственность". Умышленно фотограф использовал перекрестные формы, или это было сделано подсознательно? Да и сама реклама "действует" не потому ли, что зритель подсознательно читает смысл этой визуальной фразы?

Рис. 7.29

Людвиг Витгенштейн в своем знаменитом письме, написанном в 1919 г. британскому философу Бертрану Расселу, сказал:

"Я не знаю, каковы составляющие мышления, но я знаю, что должны быть составляющие, которые соответствуют словам языка".

Рассел затем спросил: "Значит, мысли состоят из слов?"

"Нет, - ответил Витгенштейн, - но из физических составляющих, которые имеют такую же связь с реальностью, как и слова. Каковы эти составляющие, я не знаю". Цитируется в книге Р. Л. Грегори *Разум в науке", 1981

Рис. 7.30




Содержание  Назад  Вперед