Художник внутри вас



choice интернет магазин |

Изображение энергичности


Одной из наиболее интригующих групп рисунков были рисунки, посвященные понятию "энергичность" или "сила" (рис. 7.21). К моему великому изумлению, из рисунка в рисунок повторялись одни и те же базовые структурные формы с двумя основными вариациями: либо образ взрыва, либо восходящие треугольные формы. Ваша аналогия этого понятия тоже могла представлять собой некоторую версию этих базовых визуальных структур - хотя, конечно, могла и отличаться от них.

При анализе рисунков на тему "энергичность" или "сила" интересны цифры: в первой группе из 83 студентов, выполнявших рисунки, 47 нарисовали собственные версии структуры взрыва, 22 нарисовали восходящие структуры треугольных форм или линий, а у 14 образы были иные. Во второй группе из 80 студентов 41 человек нарисовал индивидуальные версии структуры взрыва, 23 - восходящие треугольные формы, а 16 человек - другие структуры - пропорции в обеих группах оказались практически одинаковыми. Однако опять же, несмотря на схожесть основных структур, каждый из аналоговых рисунков уникален, выражая визуальное послание, в чем-то отличное от каждого из других рисунков.

Рис. 7.22. Рембрандт ван Рейн (1606-1669). <Ряженые". Перо и чернила с акварелью. Библиотека Пьерпонта Моргана, Нью-Йорк

Рисунки мастеров, конечно, накладывают поверх глубинной структуры образ и смысл и поэтому находят живой отклик в разуме зрителя. На рис. 7.22 и 7.23 приведены рисунки мастеров, базирующиеся на теме "энергичность" или "сила" и раскрывающие лежащую в их основе структуру взрыва. Рисунок Роя Лихтенштейна сам является почти аналогией. Подспудную структуру рисунка Рембрандта ¦"Ряженые* (рис. 7.22) поначалу, возможно, рассмотреть нелегко. Натан Гольдштейн, автор хорошо известных книг по рисованию, так описывает конфигурацию:

"Вблизи точного центра рисунка рука, держащая поводья, являет собой центр расходящегося взрыва ли-


Рис. 7.23.

Рой Лихтенштейн (1923-).

Эскиз взрыва.


Содержание  Назад  Вперед