Художник внутри вас

         

Как встать на новую точку зрения


Рисование полно парадоксов, как и само творчество. А имея дело с парадоксами, надо уметь держать в уме одновременно две диаметрально противоположные идеи и при этом, как выразился романист Ф. Скотт Фицджеральд, "не сойти с ума".

Здесь мы должны будем совладать со следующим парадоксом: вторая стадия творческого процесса, Насыщение, требует отыскания максимально возможной информации о проблеме - в идеале, полного расследования выбранного предмета, и в то же самое время необходимо поддерживать "пустомозговой подход к проблеме", если воспользоваться выражением Джеймса Адамса, состояние ума, в котором человек, так сказать, ничего не знает. Он должен просеивать, абсорбировать, строить и перестраивать поступающую новую информацию наряду с имеющейся "старой" информацией, не делая никаких умозаключений. Человек должен остерегаться ложной информации или ложной ее интерпретации и в то же время быть готовым рискнуть. Он должен искать в окружающем мире все, что имеет отношение к Первому инсайту, подвергая испытанию свою уверенность в правильности первоначально поставленного вопроса или первоначального инсайта через постоянную проверку информации на соответствие. Но в то же время он должен признавать, что совершенно не уверен в том, каким будет следующий шаг или весь процесс. Парадокс.

Видение того, что есть.

Рисование требует именно такого подхода. Художник должен любой ценой избегать каких бы то ни было вербальных умозаключений относительно рисуемого объекта, будь то человек или пейзаж. При рисовании портрета, например, идеальная ситуация - ничего не знать об этом человеке, даже если художник рисует своего друга. Объект нужно постараться воспринимать так, словно вы никогда раньше его не видели. Если художник - или мыслитель - погружается в понятия, ярлыки, идеи или умозаключения, впереди его ждут трудности, и объект или решение могут так и остаться недосягаемыми.

"По-моему, - говорит Джеймс Л. Адаме, - оптимальная ситуация при решении проблем - использование пусто-мозгового подхода к проблеме, даже если ваш мозг доверху забит информацией...
С одной стороны, чем больше я знаю о проблеме и предыдущих попытках решить ее, тем лучше продвигаюсь... Однако это обилие информации часто мешает увидеть очень элегантные решения".

Далее Адаме цитирует *Синектику" Дж. Дж. Гордона:

"Заученные представления могут быть крепостями без окон, не позволяющими взглянуть на мир по-новому".

"Главным резоном для того, чтобы держать свой разум открытым, конечно же, является то, что в таком случае вы не упускаете, не отвергаете и не пересматриваете из-за несоответствия своим преждевременным умозаключениям информацию, поступающую от наблюдения за внешним миром".

"Пробиваясь сквозь понятия", 1979

"Как начинать рисовать? Смотрите на объект так, словно вы никогда его раньше не видели". (Курсив Гольвицера) Герхард Гольвицер "Радость рисования", 1963



Рис. 12.1. Жан-Симеон Шарден (1699-1779). "3аяц с охотничьей сумкой и пороховницей". Масло, холст

Цитируемые слова французского художника XVHI века Жана-Симеона Шардена:

"Вот объект, - говорил он себе, - который нужно изобразить. Чтобы написать его, я должен забыть все, что я видел, и даже те изображения этого объекта, которые были написаны другими". Из *Эссе о жизни Шардена * (1780), написанного Ш. Н. Кошеном вскоре после смерти художника


Содержание раздела