Художник внутри вас

         

Обратимся к определениям


"Творчество, как было сказано, во многом состоит в переосмыслении того, что мы уже знаем, с тем, чтобы найти то, чего мы еще не знаем... Следовательно, чтобы мыслить творчески, мы должны уметь посмотреть свежим взглядом на то, что считаем само собой разумеющимся". (Курсив мой.) Джордж Неллер "Искусство и наука творчества*, 1965

"Невозможно предпринимать какие-либо исследования, не осознавая постоянно, что истина забрасывает нас предположениями, прошлое засыпает нас намеками и что, если мы не извлекаем ничего полезного из этой помощи, это вина не наших небесных помощников, а нашей слишком человеческой тупости". Сирил Коннолли "Прежние убеждения*, 1963

"Я в точности понимаю этот образ, я могу вылепить его из глины. Я точно понимаю это описание, я могу нарисовать его. Во многих случаях мы могли бы установить в качестве критерия понимания способность выразить смысл утверждения в рисунке (я мечтаю об официальном учреждении теста на понимание)". Людвиг Витгенштейн Цитируется в книге Эндрю Харрисона "Творчество и мышление", 1979

Отыскивая ключи, которые указали бы на истинную роль умения видеть в творческом мышлении, я обратилась к цитатам, письмам и дневникам творческих людей. После некоторого периода бесплодных исканий я по какой-то причине сосредоточилась на словах, которые читала, и увидела их в новом свете: я поняла, что почти в каждом случае творческие люди описывали Озарение, четвертую стадию творческого процесса, в терминах зрения.

В одной цитате за другой использовался глагол "видеть": "Я сразу же увидел ответ!", "Мне приснился сон, в котором я увидел решение проблемы". Французский поэт Поль Валери описал вдохновение следующим образом: "Иногда я наблюдал те мгновения, когда в ум приходит понимание; это как проблеск света, не столько озаряющий, сколько ослепляющий... Вы говорите себе: "Я вижу, а завтра увижу еще больше". Происходит некий процесс появления особой светочувствительности; скоро вы уйдете в темную комнату и увидите, как внезапно проступает изображение".


Это открытие очень взволновало меня. У меня наконец раскрылись глаза на связь между видением и творчеством - связь, которая все это время была передо мной. И когда у меня открылись глаза на эту идею, я снова и снова обнаруживала, как слова, связанные со зрением, преимущественно производные от глагола "видеть", применялись для описания моментов открытия, постижения и изобретения, внезапного и неожиданного разрешения проблем.

И как я не увидела этого раньше? Указатель на приз, глубоко скрытый в языке, замаскированный речевыми формами, которые стали настолько привычными, что я больше не видела их или не понимала их значения. Даже сама способность к творчеству чаще всего описывается в терминах зрения. "Творческая способность - это способность видеть проблемы по-новому". "Творческая способность - это способность видеть вещи в новом свете (или с другой точки зрения)". "Творческая способность - умение видеть ответы в неожиданных местах". У меня было чувство, что я тоже удалилась "в темную комнату" и что изображение вот-вот начнет проявляться.


Содержание раздела