Пожалуйста, прочтите все указания, прежде чем начинать.
1. Установите таймер на десять минут и поставьте его в таком месте, чтобы вы не могли его видеть.
2. Сядьте в следующем положении: ваша рука с карандашом готова рисовать на приколотом листе бумаги, но тело полностью отвернуто от бумаги, чтобы вы не могли видеть ее (как показано на рис. 14.1).
3. Смотрите на свою вторую руку, особо фокусируясь на линиях в центре ладони, или у основания большого пальца, или у основания самой кисти - там, где есть сложные узоры линий. Вы будете рисовать лишь небольшой участок такого узора, чтобы попрактиковаться в "ином видении" и рисовании того, что видите. В следующей главе мы нарисуем руку целиком.
4. Зафиксируйте взгляд на одной морщинке (место, где сходятся два участка кожи, представляется одной линией - краем). Начинайте рисовать эту линию, регистрируя карандашом каждый бит воспринимаемой вашими глазами информации по мере очень медленного, миллиметр за миллиметром, продвижения взгляда вдоль линии. Вообразите, что ваша судьба зависит от того, насколько полно вы рассмотрите и зарисуете эту морщинку. Вообразите, что ваши глаза и карандаш движутся с одной и той же скоростью и что карандаш служит записывающим устройством (типа сейсмографа), которое регистрирует каждое мельчайшее наблюдение, каждую неровность линии, каждое изменение направления.
Рис. 14.1. Положение тела при "чистом контурном рисовании". Важно, чтобы вы не могли видеть того, что рисуете
1. Сложите подле себя несколько произвольно выбранных предметов: лист растения, скомканный кусок целлофана или фольги, раковину, карандаш, цветок, древесную щепку или, следуя Олдосу Хаксли, можете наблюдать за складками одежды, которая на вас надета. Сгодится любой объект, чем сложнее, тем лучше. (Подойдет даже книга с фотографиями, особенно с фотографиями сложных природных объектов, вроде той, что показана на рис. 14.3.)
2. Прикрепите к столу лист бумаги.
3. Установите таймер на десять минут. Убедитесь, что вам никто не помешает. При необходимости заприте дверь!
4. Положите руку с карандашом на бумагу и отвернитесь, чтобы не иметь возможности видеть рисунок.
5. Вспомните свою "проблемную аналогию". Воссоздайте ее мысленным зрением. Вспомните "аналогии-жесты". Также воссоздайте их перед мысленным оком один за одним, одновременно рассматривая в мыслях свою проблему. Разум способен сделать это очень быстро, в одно мгновение.
Рис. 14.3. Морская анемона Epiactris pmlifera. Фото Юджина Козлова, 1973. Из книги "Морская жизнь тихоокеанского побережья", 1973
В своей вышедшей в 1954 г. книге "Двери восприятия" английский писатель и философ Олдос Хаксли описал воздействие наркотического препарата мескалина на восприятие им обычных вещей - в данном случае, складок фланелевых брюк. Он увидел складки как "живые иероглифы, которые каким-то необычайно выразительным образом отражают непостижимую тайну абсолютного бытия... Складки моих серых фланелевых брюк наполнились "сутью".
6. Затем сконцентрируйтесь на каком-то одном аспекте проблемы, на том, что вам, возможно, представляется особенно интересной или озадачивающей деталью.
7. Выберите один из предметов. (В принципе, годится любой; П-режим исключительно гибок и ловок в отыскании аналогий.) Спросите себя: "В каком отношении проблема, над которой я работаю (или ее часть) похожа на этот предмет?" Будьте терпеливы - дайте своему (правому) мозгу поиграть с этой идеей.
Постарайтесь рассмотреть проблему и объект так, словно они связаны воедино, словно объект является метафорой для проблемы. (Несколько фривольный пример на рис. 14.4 демонстрирует такую аналогично-метафоричную связь.) Концентрируйтесь на том, что вас смущает в вашей проблеме, и одновременно на выбранном предмете. Затем направьте внимание на одну конкретную деталь объекта. Фокусируйтесь на краях этой детали - на крае лепестка или на линиях узора на раковине, на какой-то части любого предмета, который вы рассматриваете.
8. Начав рисовать, ни в коем случае не смотрите на рисунок. Медленно, с одной и той же скоростью передвигайте взгляд и карандаш, регистрируя все, что видите. В мыслях при этом продолжайте концентрироваться на том, что смущает вас в вашей проблеме: не давайте мыслям
Рис. 14.4.
Предметная аналогия - это процесс, в результате которого обычные предметы дают нам ответы на наши проблемы. Иногда решения лежат у нас под самым носом. Карандаш - пример того, как предметная аналогия может способствовать творческому мышлению.
Из книги Курта Ханксл и Джея Парри "Разбудите своего творческого гения", 1983
Проблема: как улучшить семейную жизнь?