Художник внутри вас

         

Рисуем линию, видим линию


Чтобы продемонстрировать язык линии, давайте начнем с азбуки. На листе бумаги нарисуйте три линии: первую нанесите очень быстро, вторую медленнее, со средней скоростью, а третью настолько медленно, насколько возможно.

На рис. 6.2 я нарисовала три линии с разной скоростью. Порядок линий перепутан. Какая из них была нарисована быстрее всего? Откуда вы знаете?

Ответ, разумеется: вы знаете потому, что знаете. Вы способны видеть быстроту или медлительность: свойства быстроты или медлительности являются неотъемлемыми свойствами линии. Если вы рассмотрите бок о бок свои три линии и мои, вы, возможно, сумеете различить шесть разных скоростей, поскольку наши с вами рисунки не дублируют друг друга. Скорость проявляется в текстуре линии, ее массивности, ее шероховатости или гладкости. Таким образом, рисунок запечатлевает само время - не так, как время понимается в Л-режиме, линейное и измеримое, но так как время запечатлевается на человеческом лице, например. Время становится запечатленным качеством, которое можно увидеть и постичь.

Теперь на том же листе бумаги нарисуйте новый набор очень быстрых линий. На этот раз попытайтесь в точности продублировать быстрые линии, перерисовывая их очень медленно. Вы заметите, что, как и на рис. 6.3, сколь бы аккуратно ни рисовались медленные линии, они никогда в точности не повторят быстрые линии, потому что линия точно передает - на языке линии - ту скорость, с какой она рисовалась.

Рис. 6.3

Рис. 6.4

Проверьте эту идею еще раз: нарисуйте очень быстрым движением изогнутую линию. И попробуйте повторить ее очень медленно, как показано на рис. 6.4. Теперь наоборот: нарисуйте медленную кривую и попробуйте продублировать ее быстрой линией.

Рис. 6.5-6.9 - это примеры рисунков, где скорость линии является одним из первейших средств выражения. Вообразите, с какой скоростью двигалась бы ваша рука, дублируя рисунки Матисса или Кокошки. Отметьте несколько более неторопливое, хотя все равно очень быстрое качество линии у Делакруа. А теперь сравните это с линией, которую использовал Рембрандт, рисуя портрет проповедника.
Линия замедлилась, она задумчива и нетороплива. И наконец, рассмотрите выполненный Шаном портрет физика Роберта Оппенгеймера. Здесь линия болезненно медлительна, напряжена, даже как бы сварлива и раздражительна.

Теперь испробуйте эти линии. Войдите в душевное состояние Матисса, Кокошки, Делакруа, Рембрандта и Шана. Не пытаясь копировать изображения, просто продублируйте скорость и жестикуляцию линии - иными словами, на мгновение встаньте на место этих великих художников, как показано на рис. 6.10-6.14. Ваш штрих, конечно, никогда не будет тем же самым по причинам, упомянутым выше: вы другой человек, и ваша линия всегда будет только вашей линией. Тем не менее пережить в своем уме хотя бы один элемент работы великих художников - в данном случае, просто скорость линии - полезно и поучительно.

"Французские штрихи"

Современный британский художник Дэвид Хокни полушутя говорил, что пользовался "французскими штрихами", чтобы проникнуться "французским духом", работая над декорациями к спектаклю *Дитя и волшебство", который ставился в 1981 г. в театре "Метрополитен-опера". Хокни считал, что "французские штрихи" можно отыскать, например, в акварелях французского художника Рауля Дюфи.





Рауль Дюфи. "Скачки в Довиле", 1929. Фрагмент. Художественный музей Фогга, Кембридж, Массачусетс



Рис. 6.5. Анри Матисс (1869-1954). "Этюд женской фигуры". Перо и чернила. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Дар Эдварда Штейхена



Рис. 6.6.

Оскар Кокошка (1886-1980). Портрет г-жи Ланьи". Мелок. Метрополитен-музей, Нью-Йорк



Рис 6.7.

Эжен Депакрул (1798-1863). Фрагмент *Этюдарук и ног" по *Распятию" Рубенса. Перо и сепиевые чернила. С разрешения Чикагского института изобразительного искусства



Рис. 6.8.

Рембрандт влн Рейн (1606-1669). *Ян Корнелий Сливий, проповедник": посмертный портрет. Тростниковое и птичье перья и чернила. Национальная художественная галерея, Вашингтон



Рис. 6.9.

Бен Шли (1898-1969). "Д-р Дж.Роберт Оппенгеймер", 1954. Кисть и чернила. Музей современного искусства. Нью-Йорк





Рис. 6.10. Линии Матисса

Рис. 6.11. Линии Кокошки Рис. 6.12. Линии Делакруа



Рис. 6.13. Линии Рембрандта



Рис. 6.14. Линии Бена Шана


Содержание раздела