Рисунок первый: заранее запрограммированная реакция
Первый рисунок Р. Ф., по моему мнению, представляет собой заранее запрограммированную концептуальную реакцию на задание, свойственную Л-режиму. Этот рисунок флага с его упрощенной, торопливой нотацией указывает на то, что Р. Ф. "понял" его мгновенно. "Флаг? - вероятно, спросил он у себя. - "Флаг" у меня есть". (Можно было бы перевести это на язык педагога-психолога: связанный с языком символ понятия "флаг", развитый в ходе развития речи у ребенка и затем запрограммированный в мозгу.) Р. Ф. примерно так мог продолжить внутренний диалог: "Вот он. Несколько полосок, звездное поле в уголке. Вот древко. И стрелочка на верхушке древка. Вот, пожалуйста, американский флаг". (Отметьте, что нарисованы только шесть полосок, три "красных" и три "белых". Это согласуется с законом простоты: ровно столько информации, чтобы идентифицировать объект, и не более. Звезды упрощенно заменены точками, древко изображается одной линией).
Пример "закона простоты".
Рудольф Арнхейм *Энтропия и искусство*, 1971
Рис. 16.2. *Флаг №2* студента Р. Ф., 15 февраля 1978 г
Рис. 16.3. *Флаг №3* студента Р. Ф., 22 февраля 1978 г.
Когда группа собралась вновь на следующей неделе, я сказала студентам (многие из которых выполнили похожие символические изображения флага): "Пожалуйста, присмотритесь к флагу еще раз, внимательнее. Я понимаю, что вы знаете, что полоски на самом деле прямые. Они начинаются на одном краю полотнища или от звездного поля и тянутся до другого края. Но если вы присмотритесь к полоскам и звездам на вот этом висящем флаге, что вы видите?"