Теперь начинайте рисовать.
Теперь, когда вы закончили свои рисунки, положите свой лист рядом с рисунками студентов, показанными на рис. 7.2-7.7, с. 80-82. Рассмотрите отличия, которые делают ваши рисунки и рисунки каждого студента уникальными, но не менее важно, чтобы вы увидели сходство, в самом общем смысле - и то, и другое является частью "словаря" визуального языка.
Словарь: бесконечная переменчивость внутри общего сходства
Сначала об общих сходствах. Вы заметите, что рисунки из каждой отдельной категории имеют некоторые общие характерные черты - некое "семейное" сходство. Например, в прямоугольниках, помеченных словом "Гнев", линии зачастую темные, тяжелые, зубчатые. В прямоугольниках же, помеченных словом "Радость", линия часто светлая, извилистая и возвышающаяся. В ячейках "Безмятежность" или "Спокойствие" линия зачастую горизонтальная или спадает вниз под легким наклоном. "Депрессия" часто порождает изображение, расположенное низко в отведенном ему пространстве.
Вы можете найти эти сходства и на своих рисунках, хотя это не обязательно. Ваши аналогии могут полностью отличаться от приведенных мною примеров. Для вариаций, по-видимому, нет никаких границ. Несмотря на общие черты сходства внутри категорий, я никогда не встречала двух одинаковых рисунков, как нет двух совершенно одинаковых людей.
К общим сходствам я вернусь позже, а сейчас давайте рассмотрим бесконечное разнообразие внутри отдельной категории. Рассмотрите, пожалуйста, коллекцию рисунков изображений "гнева" на с. 83 (рис. 7.8). Каждый из этих рисунков принадлежит разным студентам.
Мысленно присовокупите свой рисунок к этой коллекции. Как вы можете видеть, хотя ваш рисунок под названием "Гнев" может иметь некоторые черты сходства с другими рисунками, он совершенно уникален - отличаясь от других, как одна снежинка имеет общие черты с другими снежинками и все-таки имеет совершенно уникальную форму.
Рассматривая свой рисунок в этом контексте, поймите, что вы изобразили свой собственный гнев (как и каждый из студентов портретировал свой гнев).
Закончив рисунок, рассмотрите его. Строго говоря, это не портрет; вы нарисовали свой инсайт - "взгляд внутрь" - человека, а не самого человека. Естественно, ваш инсайт и ваше восприятие могут отличаться от восприятия этого человека другими людьми или его собственного самовосприятия. Но это не имеет значения здесь. Целью этого рисунка было рисовать не то, что вы думаете, что знаете или что знает кто-то еше, но отыскать то восприятие в вашем уме, о котором вы не знаете на рациональном уровне сознания.
Теперь ваш рисунок можно "читать", отыскивая значение. Линии, которые вы нанесли, полны смысла для вас, потому что они обозначают идеи, уже существующие в вашем уме. Может быть, вы смогли бы закончить одну из следующих фраз?
"Я не понимал того, что..."
"Теперь я вижу, что..."
"Меня удивило то, что..."
"Я раньше по-настоящему не понимал, что..."
"Я застиг себя за тем, что рисую..."
Поскольку одним из требований творческого мышления является способность выводить инсайт на уровень рационального сознания, попытайтесь теперь изложить на словах то, что вы узнали - снабдить рисунок "ярлыком" и заключить неуловимое и хрупкое понимание в клетку слов. Я должна еще раз предупредить вас о том, что для того, чтобы иметь дело с инсайтом и увидеть то, что может показать вам рисунок, часто требуется большое мужество. С другой стороны, рисунок может показать вам некоторые приятные аспекты человека, которые могли оставаться вне вашего рационального сознания. Если вы поймали себя на том, что вы пожимаете плечами, глядя на рисунок, и говорите: "Мне это ничего не напоминает", я рекомендую вам либо посмотреть на него новым, свежим взглядом, либо попробовать нарисовать этого человека еще раз.
"Ярлык" для рисунка вы можете создать, записав свой инсайт (или инсайты) на бумаге или устно рассказав себе (или кому-то еще) про этот рисунок.
Портретные аналогии, выполненные студентами
Позвольте познакомить вас с некоторыми "портретными" рисунками, выполненными моими студентами, вкупе с их комментариями (рис. 8.2-8.7).
Когда закончите, повернитесь и рассмотрите свой рисунок. Вы вновь увидите странные и красивые линии, свойственные "чистому контурному рисованию". Посторонний человек, конечно же, не поймет, что вы рисовали - из-за особенности процедуры чистого контурного рисования. Тем не менее этот рисунок имеет огромную ценность - он становится визуальной связью, метафорой, своего рода талисманом, означающим ваше проникновение в края рассматриваемой проблемы. Чтобы закрепить это в памяти, запишите в качестве названия или комментария под рисунком, что вам удалось понять, увязав это с названием предмета, который вы рисовали.
" Отыскивая сходства между удаленными друг от друга предметами или идеями, метафорически-аналоговое мышление открывает новые пути для мыслей и, значит, для творческого решения проблем.
Если непохожие вещи на самом деле в некоторых отношениях похожи, возможно, они похожи и в других отношениях; это и есть смысл аналогии. Мы преследуем мысль и находим несколько значений, новое понимание и часто новые решения старых проблем". Мортон Хант Вселенная внутри", 1982
Например: "Кленовый лист: теперь я вижу, что..." или "Теперь я понимаю, что должен поглубже заглянуть в..." и т. п. В качестве альтернативы вы можете записать несколько примечаний на самом рисунке.
Теперь внимательно рассмотрите свой рисунок со словесными примечаниями и запомните его. Отведите взгляд или закройте глаза; воссоздайте изображение перед мысленным оком. Если какие-то детали видятся смутно, еще раз посмотрите на рисунок и повторите процедуру. Помните, что в течение стадии Насыщения ваша цель - накапливать визуальные записи образов, связанные со словами, чтобы их можно было затем использовать в стадии Вынашивания.
Рис. 15.4
Я как-то спросила художника Марка Уэтли: "Когда вы хотите увидеть негативное пространство, вы видите его сразу, в то самое мгновение, как смотрите на него?" Ответ Уэтли:
"Всегда есть некоторый промежуток времени, прежде чем пространство предстает взгляду как форма. Но этот промежуток постепенно сокращается".
Из беседы, август 1981 г., Лонг-Бич, Калифорния.
Рис. 15.5
Рис. 15.6. Попытайтесь увидеть не нарисованные края пальцев.
"Иногда бывает легче рисовать пространства, а объекты сами позаботятся о себе". Артур Л. Глптил " Самоучитель рисования ", 1933
Король Генрих лорду Солсбери перед битвой при Ажанку-ре: "Коль мы готовы духом - все готово". Уильям Шекспир "Генрих V", действие IV, сцена 3
Когда закончите, рассмотрите свой рисунок. Вы уви-. дите один или несколько странной формы "кусочков" пространства, которое вы считали "пустым*, но теперь видите "полным ничего". Вы можете зачернить формы карандашом, если это поможет вам увидеть, что эти пространства реальны.
Когда закончите, уделите своему рисунку еще минутку внимания, полюбуйтесь на него, испытывая глубочайшее уважение к его цельности и гармонии и к правдивости вашего восприятия.