Взглянем на эту странную ситуацию с иной точки зрения
Я полагаю, пришло время пересмотреть наши традиционные представления о творческом таланте - "скрытом" или каком-то ином. Почему мы предполагаем, что для рисования требуется некий редкий и особый "художественный" талант? Мы же не делаем такого предположения в отношении способностей иного рода - умения читать, например.
Что было бы, если бы мы поверили, что научиться читать способны лишь немногие счастливчики, обладающие врожденным, богоданным, генетическим даром? Что, если бы учителя считали, что наилучший способ научить ребенка читать - просто обеспечить его достаточным количеством текстов и потом просто ждать, что получится? Такой учитель, конечно же, не вмешивался бы в спонтанные попытки детей читать из опасения навредить "творчеству" при чтении. Если бы ребенок спросил: "Как это читается?", учитель отвечал бы: "Просто почувствуй себя свободным! Делай то, что приходит в голову. Используй свое воображение и просто наслаждайся процессом! Чтение должно приносить радость!" А потом учитель просто наблюдал бы, у кого из детей проявится "талант" к чтению - исходя из предпосылки, что учить навыку чтении не стоит и пытаться, потому что если ребенок не "талантлив", то никакое учение ему не поможет.
Легко понять, что при такой ситуации из двадцати пяти детей в классе кое-как читать научились бы одно, два, может быть, три человека. Их бы объявили "талантливыми" к чтению, и, без сомнения, кто-нибудь потом говорил бы: "Да, вы знаете, бабушка Салли тоже была сильна в чтении. Салли, вероятно, пошла в нее". Или: "О да, Билли хорошо читает. Вся их семья довольно грамотная, знаете ли. Это у них в генах, я полагаю". А тем временем остальные дети будут подрастать, говоря себе: "Я не умею читать. У меня нет к этому никакого таланта, и я уверен, что никогда не научусь читать".
Рис. 1.6. Вторые рисунки книги с натуры
То, что я описала, в большей или меньшей степени происходит с рисованием.
Разумеется, родители очень бы возражали, если бы понятие таланта применялось как шлагбаум на пути к обучению чтению, как оно используется в отношении обучения рисованию. Но по какой-то причине большинство людей, как родителей, так и учащихся, принимают вердикт "Нет таланта к рисованию" с достойным удивления смирением и даже удрученным согласием.
Эта ситуация сохраняется вплоть до художественных колледжей. Там студентам, и без того обеспокоенным своими слабыми навыками рисования и опасающимся, что у них нет таланта, порой в первый же день встречается преподаватель, который может начать занятия с таких слов: "Ладно, вот вам натюрморт. Рисуйте". Слишком часто в этих словах студентам слышится скрытое предупреждение: "...и мы посмотрим, кто из вас останется в этом классе".
Можно представить аналогичную беседу на первом уроке разговорного французского языка, начинающуюся словами: "Ну давайте, говорите по-французски", содержащими скрытую угрозу, что если вы до сих пор не научились говорить по-французски, то вам нечего здесь делать. Я полагаю, очень немногие студенты художественных колледжей согласились бы с этим. Однако на занятиях по изобразительному искусству они обычно не возражают против отсутствия обучения, как возражали бы практически на любом другом курсе, так как испытывают чуть ли не чувство вины за отсутствие у себя "таланта" к рисованию.
Талант, безусловно, скользкое понятие, о какой бы форме творчества ни шла речь. Но "художественный талант" всегда представляется редким и неординарным, возможно, только потому, что мы ожидаем, что он должен быть редким и неординарным. Мы привыкли думать, что художественные способности в основе своей не поддаются обучению, и потому методы обучения остались неизученными. Кроме того, многие педагоги, родители и учащиеся разделяют негласную уверенность в том, что художественные способности не очень-то важны в современном технологическом обществе.
Однако мы продолжаем ценить творчество.
Мы постоянно ищем способы развить в себе творческие способности, какими бы ни были наш род занятий или сфера интересов. Но необходимо ли иметь богоданный талант, чтобы быть творческой личностью? Или этим творческим способностям можно выучиться"?
Парадокс учителя боятся, что обучение навыкам рисования повредит или помешает "художественному творчеству" ребенка - хотя критерием для отбора детей, "художественно одаренных", обычно является их умение рисовать реалистично.
Другой парадокс: Пикассо, самый плодовитый творческий художник нашего столетия, систематически обучался классическим навыкам рисования, причем до такой степени, что, как кто-то сказал, "рисовал как Бог".
И еще один парадокс все выдающиеся художники в истории изобразительного искусства учились рисовать безо всякого, как представляется, ущерба для своего творчества. Опасения "навредить творчеству", препятствующие обучению рисованию, появились только в нашем веке - особенно посте Дьюи и гештальт-психологов.
Педагог Виктор Ловенфельд разделял со многими учеными убежденность в том, что творческие способности являются весьма распространенной человеческой чертой, зачастую существуя как потенциальные способности, ожидающие своего высвобождения, чтобы проявить вовне скрытые таланты. Он предупреждал педагогов:
"Мы должны считать своим святым долгом раскрытие и развитие творческих способностей каждого человека, сколь бы тусклой ни казалась их искорка, и заботиться о том, чтобы эта искорка могла стать пламенем".
В. Ловенфельд *Базовые аспекты творческого мышления", 1961
Основные навыки мышления
Работая с людьми, не имевшими художественного образования, я обнаружила, что научиться рисовать способен каждый здравомыслящий человек - с той же вероятностью, что и научиться читать. Нужно лишь освоить основные навыки восприятия - особую наблюдательность, необходимую для рисования. Я утверждаю, что всякий человек способен в достаточной степени научиться видеть, чтобы рисовать с высокой степенью подобия то, что он видит в реальном мире.
Когда вы выучите навыки восприятия, область их применения может варьироваться, как варьируется сфера применения усвоенных вами речевых и арифметических навыков. Кое-кто остается предан искусству и со временем становится художником, подобно тому как кое-кто остается предан языку или математике и становится писателем или математиком. Но почти каждый может использовать навыки восприятия - опять же, как и навыки речи и математики - для улучшения навыков мышления.
Делая следующий шаг, я скажу, что навыки восприятия глубоко вплетены во все пять стадий творческого процесса. Я также заявляю, что навыки зрительного восприятия можно улучшить за счет тренировки, как и вер-бально-аналитические навыки совершенствуются в процессе обучения. И наконец я заявляю, что, учась видеть и рисовать, человек эффективно тренирует свою систему зрения, подобно тому как он эффективно тренирует свою речевую систему, учась читать и писать. Но это две разные системы. И когда они натренированы как равные партнеры, один режим мышления усиливает другой, а вместе они способны высвободить творческие способности человека.