Аналогии радости
Опять же, как в рисунках понятия "гнев", вы можете видеть, что каждый рисунок уникален и в то же время все рисунки имеют общую фундаментальную структуру. Понятие "радость" порождает не те зубчатые, темные, заостренные формы, которые занимали почти весь формат в рисунках изображений "гнева", а легкие, извилистые, круговые формы, которые, как правило, поднимаются внутри формата (рис. 7.13). Рис. 7.14 и 7.15 показывают, как используют язык линии для выражения радости мастера изобразительного искусства. Рисунок Ван Гога особенно глубоко выражает эмоции, когда художник рисует кипарисы и слой за слоем накладывает метафорическое значение.
Рис. 7.14. Винсент Ван Гог (1853-1890). Кипарисовая роща". Карандаш и тростниковое перо с чернилами. С разрешения Чикагского института изобразительного искусства
Студенческие аналоговые рисунки понятия "радость"
Студенческие аналоговые рисунки понятия "радость"
Рис. 7.15. Симоне Кантарини (1612-1648). *Этюды младенца в разных позах". Красный мелок. Библиотека Пьёрпонта Моргана
Спокойствие вдоль горизонтальных линий
Другой, еще более поразительный пример структурной схожести обнаруживается в аналоговых рисунках на тему "спокойствие" или "безмятежность". Мои студенты рисовали преимущественно горизонтальные линии - хотя бывали и другие интерпретации этого понятия. Собранные рисунки показаны на рис. 7.16. Ваш собственный рисунок этого понятия тоже мог оказаться горизонтальным. Эта же горизонтальность обнаруживается в рисунках мастеров, в основе которых лежит тема "покой", как показано на рис. 7.17 и 7.18.
Рис. 7.16. Студенческие аналоговые рисунки понятия "спокойствие"
Рис. 7.17. Иоганн Мартин фон Роден (1778-1868). Ландшафт". Карандаш. Государственный музей графики, Мюнхен
Студенческие аналоговые рисунки понятия "спокойствие"
Рис. 7.18. Мартин Джонсон Хид (1819-1904). *Сумерки на соленых болотах". Уголь, белила и цветные мелки.
Бостонский музей изящных искусств
Студенческие аналоговые рисунки понятия "безмятежность"
Рис. 7.19. Студенческие
аналогчные рисунки понятия Низкое расположение депрессии
"депрессия" Студенческие аналогии понятия "депрессия" (рис. 7.19)
особенно интересны с точки зрения их структурной схожести. Многие из моих студентов помещали линии в нижней части прямоугольника, что явно было сделано неслучайно, так как повторяется многократно. Впрочем, удивляться тут нечему. Подобную связь можно отследить и в языке - например, в выражении "упасть духом". Это вновь навело меня на интересный вопрос: в древней человеческой культуре язык развился для "обозначения" ранее существовавших визуальных структур или язык был первым, а визуальные структуры были позже подогнаны под вербальные структуры? Как бы то ни было, студенты интуитивно выразили это понятие с помощью визуального языка, где расположение форм в четырех границах формата столь же многозначительно, как и сами формы.
Рис. 7.20. Франсиско Гойя (1746-1828). "Грустные предчувствия того, что должно случиться". Из серии "Бедствия войны*. Гравюра. Бостонская публичная библиотека
В своих аналогиях студенты выразили "депрессию" тремя основными способами: через падающие линии, через горизонтальные формы, помещенные в нижней части формата, и через штриховку, заполняющую формат. Гравюра испанского художника Франсиско Гойи Грустные предчувствия того, что должно случиться" (рис. 7.20) сочетает в себе эти три аспекта.
Студенческие аналоговые рисунки понятия "депрессия"
Рис. 7.21. Студенческие аналоговые рисунки понятия "энергичность"